Социальная тревожность, изолированные фобии, ОКР, паническое расстройство и другие ментальные проблемы, базирующиеся на иррациональном страхе, несмотря на очевидные различия, имеют несколько важных пересечений, общих деталей. Любые тревога и страх имеют объект, на который они направлены — насекомые, социальные контакты, ощущения в теле и т.д. Эти объекты могут вызывать у нас негативные мысли или образы, а следом и нежелательные эмоции. Иногда мысли настолько свернуты и автоматизированы, что выделить их из общего потока весьма затруднительно. Тем не менее, эмоции и ощущения, которые они вызывают, обычно заметить проще.
Если “что-то” заставляет человека переживать неприятные чувства, то вполне логично, что человек будет избегать это “что-то”. Но логично не значит адаптивно, ведь избегать можно и того, что, казалось бы, и не нужно избегать вовсе. Чтобы понять, почему стратегия избегания контрпродуктивна, обратимся к поведенческой психологии. Одним из ученых, заложивших основы поведенческой психологии, был наш соотечественник Иван Петрович Павлов. Из наследия Павлова мы знаем, что реакции основаны на условных рефлексах, и если есть поощрение, то мы будем что-то делать, а если нет – постепенно перестанем. Звучит здорово. Но мы то знаем, что, например, при страхе выступлений вариант «просто подождать пару лет, пока страх пройдет» не работает. Дело в том, что избегание «угрозы» тут играет роль этого самого подкрепления.
Ну, вот боится человек, допустим, жуков. Умом-то понимает, что никакой опасности они для него не представляют и бояться их вовсе не нужно, но боится. Каждый раз, когда радом жук, в голове мелькают мысли: «опасно! укусит! противно! беги!». Он и бежит. А когда жук исчезает из поля зрения, к человекуприходит ложное ощущение безопасности, которое и служит этим самым подкрепляющим фактором («закрой глаза – жука нет»). Время в данном случае не лечит — реакция не угасает.
Чтобы ослабить привычку тревожиться, необходимо встречаться с объектом страха, постепенно сокращать дистанцию. В случае с жуком, можно посмотреть для начала пару документальных фильмов про насекомых, а потом можно и в террариум сходить, через стекло все внимательно рассмотреть. А уже позже, когда станет ясно, что опасения толком и необоснованны, взять жука в руки, поиграть с ним. Полезно еще по ходу дела отмечать для себя на бумажке, что думается и чувствуется в связи с «сокращением дистанции». Так выглядит работа с фобиями в классической поведенческой терапии. Конечно, все не так просто, и часто тревога представляет собой более сложную структуру, однако в доказательных психотерапевтических подходах уже выработано огромное количество стратегий и методов для помощи людям с тревожными расстройствами. Подробнее о том, как психотерапевты лечат тревожные расстройства, мы поговорим в следующих главах.